ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ...

13.2.2003

Юрий Еремеев

В небе Афганистана жарко. После пятнадцатиминутного полёта, проходящего, в основном, в режиме форсажа, да ещё с шестикратными перегрузками, лётчик после посадки вылезает из машины совершенно мокрым. А если в день два-три вылета... И подобное напряжение длится месяцами...
Павел Кутепов - лётчик уникальный. Он прошёл всю программу подготовки для полётов в составе звена. А это всего 2-3% от всего лётного состава истребительной авиации. Летал на самолётах МИГ-21, МИГ-23. Однако мало - уметь пилотировать самолёт. Самое сложное - это научиться боевым действиям в воздухе.
Через шесть лет после окончания Харьковского лётного училища их авиационный полк вылетел в Афганистан на смену истребительному полку, который первым был там дислоцирован после ввода наших войск. С 1981 года началась тяжёлая военная работа. На боевое задание звено вылетало из Кандагара, из Баграма. В эскадрилье все лётчики были первого класса. Потери авиаполка за год - единичными. Командир полка был удостоен звания Героя Советского Союза.
Звено, в составе которого летал капитан Кутепов, в основном, отправляли на задания, которые были связаны с боевыми действиями наших войск. Нужно было или сделать "зачистку" местности перед высадкой с вертолётов наших десантников, или поддержать с воздуха пехоту. Вот где проявляется мастерство лётчика и умение мгновенно ориентироваться: главное в таком полёте - это правильно определить, что делается внизу, найти сперва своих, чтобы не задеть свой десант и направить весь огневой удар на позиции душманов. В воздухе самолётов противника не было. Опасность грозила только с земли - скрывающийся в горах враг был вооружён зенитно-ракетными комплексами.
Впрочем, официально, как писали тогда газеты, в воздухе находились афганские лётчики. Но это была пропагандистская утка: практически весь лётный состав афганцев, которые проходили лётную подготовку в Советском Союзе, были вместе с семьями вырезаны в Кандагаре. Так что жаркое горное небо Афганистана "прошивали" исключительно советские асы. За тринадцать месяцев круглосуточного дежурства в афганском небе было всякое. Была знаменитая Ургунская операция, в которой эскадрилья поддерживала наземные войска. За неё Павел Кутепов получил награду - орден Красной Звезды.
В 1992 году изменилась оборонная доктрина государства, и заслуженные боевые лётчики были демобилизованы. В новой системе государственных ценностей защитникам Отечества места не нашлось.
На счету подполковника запаса Павла Евгеньевича Кутепова за годы лётной службы пять с половиной тысяч вылетов. Это две тысячи пятьсот часов в воздухе. Истребительная авиация сходна с большим спортом. Поэтому это 2500 часов колоссального напряжения, полётов с большими перегрузками. К этому ведут годы тренировок, главные из которых, по словам подполковника запаса Павла Кутепова, это "полёты, полёты, полёты..."